Идея того, что мы живем в виртуальном мире, приобрела неслыханную популярность. Если говорить о гипотезе, то она представляет собой − философское положение о том, что реальность является симуляцией (чаще всего предполагается, что это компьютерная симуляция).
И первую реалистичную симуляцию мира может представить уже сегодня Марк Цукерберг вместе с Facebook и технологиями Oculus Rift.
Доказательства теории Шведский философ и профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей статье 2001 года «А не живем ли мы в Матрице?» придерживается концепции, согласно которой сознание зависит от интеллекта (вычислительных мощностей), структуры отдельных частей, логической взаимосвязи между ними и многого другого, но совсем не зависит от носителя, то есть биологической ткани — человеческого мозга.
Это значит, что сознание может быть реализовано и в виде набора электрических импульсов в некоторой вычислительной машине. Учитывая, что речь в работе идет о симуляциях, созданных постлюдьми, смоделированные внутри симуляции люди (Бостром называет их цивилизацией более низкого уровня по сравнению с цивилизацией, запустившей симуляцию) обладают сознанием. Для них модель будет представляться реальностью.
Также философ утверждает, что по крайней мере одно из трех нижеследующих утверждений верно (так называемая трилемма Бострома):
- Человечество вымрет, так и не став постцивилизацией;
- Человечество разовьется в постцивилизацию, которая по каким-то причинам не будет заинтересована в моделировании прошлого;
- Скорее всего мы живем в компьютерной симуляции Последний пункт Бостром аргументирует тем соображением, что, если симуляции будут проводиться, то их будет много.
Логично предположить, что при этом количество смоделированных людей будет на многие порядки превышать количество когда-либо живших предков базовой цивилизации. Следовательно, вероятность того, что некий случайным образом выбранный человек является объектом эксперимента, равна почти единице.
Из этого вытекает, что если мы оптимисты и не верим в вымирание человечества и, кроме этого, убеждены в любознательности наших потомков, то правдив пункт три: мы с большой долей вероятности живем в компьютерной симуляции.
К слову, у Бострома в работе вообще есть много парадоксальных выводов — например, о вероятности моделирования людей без сознания, то есть существования мира, в котором сознанием наделены лишь единицы, а остальные представляют из себя «тени-зомби» (как называет их сам философ).
Также философ интересно рассуждает об этических аспектах моделирования, а также о том, что большинство симуляций обязаны когда-нибудь заканчиваться, а значит, — с вероятностью почти равной единице, — мы обитаем в мире, который должен завершить свое существование. Несмотря на всю свою популярность, выводы Бострома неоднократно становились объектом критики.
В частности, оппоненты указывают на пробелы в аргументации философа, а также на большое количество присутствующих в его рассуждениях скрытых предположений относительно целого ряда фундаментальных вопросов — например, природы сознания и потенциальной способности смоделированных индивидуумов к самосознанию.
Источник
Bad Android