Пять лет назад, 2 июня 2014 года, самолёт армейской авиации ВСУ нанёс удар по центру Луганска, в результате которого погибли восемь мирных жителей, а двадцать восемь человек получили ранения.
Пять лет назад, 2 июня 2014 года, самолёт армейской авиации ВСУ нанёс удар по центру Луганска, в результате которого погибли восемь мирных жителей, а двадцать восемь человек получили ранения. Это было резонансное событие.
По данным, опубликованным на сайте Министерства обороны Украины, 2 июня 2014 года авиация оказывала поддержку пограничникам Луганского отряда. Его объекты в ночь на 2 июня попытались захватить вооружённые сторонники самопровозглашённой "ЛНР".
Было совершено восемь боевых вылетов: три самолётных и пять вертолётных. Израсходовано более 150 боеприпасов. Вертолёты Ми-24 под прикрытием истребителя МиГ-29 обстреляли лесополосу на южной окраине Луганска, из которой сторонники ЛНР вели огонь по заставе Луганского погранотряда из миномётов и гранатомётов. Два штурмовика Су-25, по сообщению украинского МО, бомбардировали блокпосты. Это можно считать обоснованными военными действиями.
Один из штурмовиков действительно мог обстреливать блокпосты. А вот второй на самом деле обстрелял ракетами здание Луганской областной государственной администрации. Задачей бомбардировки, вероятно, было уничтожение лидеров самопровозглашённой ЛНР, которые в то время заседали в здании ОГА.
Около 15:00 самолёт Су-25 сделал несколько предварительных пролётов над центром Луганска. На боевом заходе он произвёл залп из двадцати 80-миллиметровых неуправляемых ракет С-8. Из них разорвалось 18, две ракеты были найдены целыми и стали доказательствами бомбардировки. На втором заходе лётчик обстрелял цель из 30-миллиметровой авиапушки. По другим данным, это был второй самолёт.
Часть ракет попала в здание Луганской ОГА, другие разорвались в сквере и на площади рядом со зданием. От осколков взрывов погибли восемь человек, из них пять женщин. Ранения разной тяжести получили 28 человек. Из самоназначенного правительства ЛНР была убита министр здравоохранения Наталья Архипова.
Косвенное отношение к руководству сепаратистов мог иметь погибший руководитель военно-патриотического объединения «Каскад», ветеран Афганской войны, один из старейших поисковиков Украины Александр Гизай. Остальные жертвы – рядовые сотрудники ЛОГА и случайные прохожие.
Применение боевой авиации в Луганске было не первым эпизодом в конфликте на Востоке Украины. Однако обстрел центра Луганска, где не было вооружённых подразделений, стал неожиданным и шокировал население неподконтрольных территорий. Военного значения он не имел и захвату Луганского погранотряда не помешал.
Руководство страны не признало применения боевой авиации по центру своего же города. В СМИ была растиражирована версия, что в здание Луганской облгосадминистрации попала ракета собственной ПЗРК вооружённых отрядов ЛНР, которая ещё и подорвала кондиционер. С тех пор выражение «взорвавшийся кондиционер» стало мемом, высмеивающим ложь официальной украинской пропаганды.
ОБСЕ зафиксировало в докладе применение боевой авиации по центру Луганска, позднее эти сведения были переданы в ООН. Причём с украинской стороны были попытки осуществить DDos-атаку на сайт ОБСЕ с целью помешать распространению этой информации. Представители ОБСЕ назвали это попытками ограничить свободу слова.
Сюжет об авиационной бомбардировке Луганска даже прошёл по западным СМИ, однако особого резонанса не вызвал. За расследование происшествия выступила Россия, но на международном уровне никаких правовых последствий этот случай не имел.
Националистическая общественность Украины восторженно приветствовала авианалёт на Луганск. Например, один из лидеров общественного мнения сравнил его с борьбой с вредными насекомыми (тараканами). Подобных высказываний, расчеловечивающих часть населения собственной страны, в пабликах и блогах были сотни, в СМИ – десятки.
Международных правил, конкретно определяющих применение авиации в войне, нет. В 1907 году, когда была составлена Гаагская конвенция, определившая правила войны на суше и на море, военной авиации просто не существовало. Поэтому чтобы считаться законными, воздушные операции должны соответствовать принципам гуманитарного права. Воздушная атака должна быть направлена на законную военную цель, а ущерб, нанесенный гражданскому населению или имуществу, должен быть минимальным и незначительным по сравнению с полученными военными результатами.
Очевидно, что бомбардировка Луганска этим условиям не соответствует. Удар был нанесён не по военной, а по гражданской цели. Вооружённые сепаратисты не пострадали, жертвами атаки стали мирные граждане. Это значит, что налёт на Луганск 2 июня 2014 года можно считать военным преступлением.
Внимание! Фотографии с последствиями бомбардировки Луганска 2 июня 2014 года, а также видео содержат очень тяжёлый для восприятия контент! Настоятельно не рекомендуется лицам до 18 лет, беременным женщинам и людям с тяжелой формой восприятия насилия!