Нужен ли стране еще один контролирующий орган, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
В Украине планируют создать финансовую полицию, которая будет заниматься экономическими преступлениями и станет заменой налоговой полиции. Соответствующий законопроект вчера был зарегистрирован в Верховной Раде. Новая служба будет подчинена Кабмину, а деятельность ее будет координироваться Минфином. Ведомство разделит возможность досудебного следствия вместе с Нацполицией, военной полицией и Нацагентством по противодействию коррупции.
О необходимости создания нового госоргана радиостанция
Голос Столицы поговорила с председателем Комитета экономистов Украины Андреем Новаком.
Целесообразно ли создавать финансовую полицию вместо налоговой?"Безусловно, финансовая сфера требует специальных знаний. И поэтому финансовый контроль со стороны государства должны осуществлять специалисты по финансовым операциям. Такое нельзя поручать общей полиции или милиции, потому что здесь очень много специфики. То есть национальная финансовая полиция, в принципе, является нормальной практикой для всех цивилизованных стран. Другой вопрос, на что будет направлена работа этого госоргана.
Если основное внимание будет приковано к малому и среднему бизнесу, то такая финансовая полиция в нашей социально-экономической ситуации не нужна. Если эта финансовая полиция действительно будет искать неуплату налогов там, где она больше всего осуществляется, а именно в крупном бизнесе, тогда эта финансовая полиция сможет привлечь достаточно серьезные средства в государственный бюджет, которые ранее туда не попадали".
Есть ли угроза того, что этот орган будет исключительно притенять малый и средний бизнес?"Практика создания новых контролирующих органов в Украине показывает, что они основное внимание обращают именно на физических лиц, а также на малый и средний бизнес. И как-то очень обходят места, где есть дополнительные ресурсы, которые можно привлечь в государственный и местные бюджеты.
Также следует отметить, что в финансовой работе необходимо различать три таких случая.
Первый — это так называемая оптимизация налогообложения в рамках действующего законодательства. Она является законной, если бухгалтер предприятия оптимизирует документацию, чтобы предприятие меньше платило налогов. Здесь нет никакого финансового преступления.
Второй случай — это обычная бухгалтерская ошибка, от которой не застрахован ни один бухгалтер, даже очень опытный. Это также надо различать и не наказывать так, как должен караться третий случай, а именно умышленные действия, направленные на сокрытие от уплаты налогов — сокрытие доходов и расходов.
Это должно наказываться очень жестко. В цивилизованном мире неуплата налогов — это одно из самых тяжелых преступлений, которое практически приравнивается к убийству. Вот когда у нас будет подобное приравнивание, только тогда мы постепенно наведем финансовый порядок в стране".
Почему решили создавать новый орган, а не расширить функции службы финансового мониторинга?"Я думаю, что так, примерно, и будет происходить. Просто будет создан специализированный орган, а его функции будут похожи на те, которые уже имеет мониторинговая служба, плюс налоговая инспекция".
Финансовая полиция не будет отдельным органом, а будет подчинена Кабмину. Деятельность будет координировать Минфин. Насколько это правильно?"Это нюансы государственного управления. В принципе, финансовая полиция должна быть независимой институцией, примерно на уровне НБУ, и в таком случае она будет наиболее эффективной. Потому что если такая служба будет подчинена чиновникам Кабмина, даже премьеру, здесь существует опасность, что финансовая полиция не сможет работать незаангажированно, независимо, и будет расследовать только те случаи, которые им будут давать по наводке сверху".