Рада хочет ввести «языковую комиссию» и экзамены на знание украинского, а тех, кто осмелится надругаться над языком или просто ошибиться при написании ценника, ждут денежные штрафы!
В Верховной Раде Украины зарегистрировали новый языковой проект, который предусматривает доминирование украинского языка во всех сферах публичной жизни — органах власти, суде, уголовном производстве, магазинах, школах, больницах. На украинский хотят перевести минимум половину издаваемых в Украине книг, подавляющее большинство газет, журналов, интернет-сайтов и даже... соцсети. Сообщают
ВестиБолее того, за русский язык хотят штрафовать. Эксперты убеждены: если закон примут (а шансы очень велики), это новый виток для раскола страны.
Одна из основных новелл проекта — формирование нового органа (по сути, языковой комиссии), который будет следить за утверждением украинского языка.
Чиновники получат право измерять уровень владения языком у госслужащих, у тех, кто планирует получить украинское гражданство. К примеру, сертификат о пристойном владении украинским языком должны будут получить кандидат в президенты и нотариусы.
А вот если члены комиссии увидят признаки «надругательства» над языком, например, в магазине или аптеке (а речь может идти и о грамматических ошибках в названии продуктов — ведь будут нарушены «стандарты языка»), смогут выписать предпринимателям штраф.
При этом публичное унижение или презрение к украинскому языку приравнивается к противоправному действию, равнозначному надругательству над государственными символами Украины. То есть ответственность наступит за умышленное искажение языка в документах или текстах или же за нарушение языковых стандартов.
«Но в закарпатских селах как говорили по-венгерски во времена Австрийской империи, так и продолжат — вряд ли учителей смогут заставить говорить по-украински, — сказал «Вестям» закарпатский социолог Виктор Пащенко. — Наоборот, закон вызовет недовольство даже лояльной части венгерской общины — и дело не в юридических сложностях, им греет душу именно статус регионального языка».
«Законопроект носит явно дискриминационный характер для тех, кто не согласен с его нормами, — оценивает такие формулировки политолог Андрей Золотарев. — Но для тех, кто пришел к власти, существующие нормы являются слишком либеральными. Но прикрываясь словами о защите языка и прав «титульной нации», они продолжают курс на раскол страны. Логика в том, чтобы разделить народ и спокойно управлять разрозненными частями. Те люди, которые много говорили о единой Украине, начали делить украинцев на сорта».
Политологи предупреждают об опасностях этого проекта.
«Если его примут, это сделает невозможным возвращение Крыма и Донбасса в Украину — там люди эти нормы не воспримут, — говорит эксперт, соавтор действующего языкового закона Руслан Бортник. — Кроме того, это будет противоречить Конституции и выводам международных экспертов.
Отменить закон «Об основах языковой политики» мешает позиция западных партнеров в ОБСЕ и ПАСЕ, правительства Венгрии, Болгарии, Румынии — все они заявили о недопустимости сужения прав языков нацменьшинств (отменить его пытались в 2014-м, но глава Рады Александр Турчинов не подписал решение парламента. — Ред.). Украинские власти, в свою очередь, обвиняют любых защитников действующих норм в сепаратизме: только за последний месяц было пять подобных дел».
По мнению эксперта, главная цель «языковых» проектов — наступление на позиции русского языка с целью мобилизации «правого» электората. Насколько воспримут такое решение обычные украинцы, — вопрос.
Отдельная тема, как это может реализовываться на практике.
«Вы думаете, кто-то захочет работать, например, в госбольницах за копейки и еще под угрозой штрафа, что к клиенту обратился не «Добрий день, а «Добрый день?» — возмущается врач в одной из районных больниц Киева.
«В школах и так учителей нет, работать некому — одни пенсионеры. И если еще родители начнут стучать, что мы между собой на русском говорим, или учителя, представьте, что будет. Похоже, власть делает все, чтобы превратить нашу страну в полицейское государство, из которого захочется только бежать», — говорит учитель математики школы в Днепре.