Прессе здесь не то чтоб не рады, но на одних стендах были люди, которым было запрещено общаться со СМИ, а у других в глазах читалось:
«Меня не учили правильно отвечать на этот вопрос», что можно было расценивать как
«Давайте я уточню детали и отвечу вам на почту».
На третьих вообще была лёгкая неразбериха – между собой-то все уже давно подписали всякие NDA и даже вовсю используют ещё не анонсированные официально продукты – так что с ходу и не понять, можно ли этому загадочному посетителю что-то рассказывать.
Одним из таких известно-неизвестных продуктов является новая версия процессора Intel Xeon Phi поколения Knights Landing (KNL). Всем, кому надо, Intel уже раздала образцы, да и на выставке тоже демонстрировала работу новинок – несколько систем, связанных воедино с помощью шины Intel Omni-Path, обсчитывали очередную физическую модель.
Со стороны это выглядело так: стоит стойка, в стойку упакованы лезвия, сверху торчит Omni-коммутатор. Всё: сзади снимать нельзя, спереди смысла нет – поди отличи этот шкафчик от другого. Тем более что на других стендах тоже притаились материнские платы для KNL.
Собственно говоря, о самом KNL слухи ходят давно – в новых CPU (а это скорее действительно процессоры, а не сопроцессоры) будет до 72 Atom’ных ядер на техпроцессе 14 нм, каждое из которых будет бинарно совместимо с обычными Intel Xeon.
Плюс каждому ядру достанется по два обработчика AVX-512. Обещано сразу несколько версий KNL в форм-факторе карты PCIe или в виде обычного «камня», устанавливаемого в приличного размера процессорный разъем на отдельной плате с шестью DDR4-слотами.
Ну и, собственно говоря, никто не мешает выделить, например, четыре ядра для работы ОС, а остальные использовать в «числодробилке».
Обещанная пиковая производительность достигает уровня 3 Тфлопс на модуль. Каждое ядро, предположительно работающее на частоте 1,1-1,3 ГГц, способно исполнять до четырёх потоков. Впрочем, есть ряд других изменений, касающихся работы кеша, буферов, очереди исполнения и предсказания ветвлений.
Другая важная часть новинки – шина Omni-Path, которая будет доступна и для обычных Intel Xeon. Важное отличие от других типов интерконнекта заключается в использовании топологии fat tree («утолщённое дерево»). Intel производит собственные чипы ASIC на два порта Omni-Path 100, которые будут доступны и другим производителям.
Каждый порт Omni-Path 100 обеспечивает скорость 100 Гбит/с (4 линии по 25 Гбит/с), а для объединения узлов Intel подготовила коммутаторы на 24 и на 48 портов, а также большие версии на 192 и 768 портов плюс адаптер PCIe Gen3 ×16 для старых систем.
Данная технология во многом похожа на InfiniBand EDR, но заявляется, что она почти вдвое быстрее обрабатывает сообщения и достигает скорости 195 млн сообщений в секунду, а также предлагает задержку на уровне 100-110 нс и проверку целостности пакетов, не требующую дополнительного времени для выявления ошибок.
Сеть из множества узлов, многократно подключенных друг к другу, образует так называемую фабрику. За счёт такой топологии достигается одновременно и устойчивость сети, и уменьшение числа и длины кабелей.
С прочими альтернативными платформами пока не так уж густо. Да, по традиции Fujitsu приехала со своими SPARC-решениями, но они, откровенно говоря, нужны именно просто как альтернатива x86, на всякий пожарный. Разве что Cavium порадовала, привезя на выставку свои 48-ядерные 64-битные ARMv8-чипы ThunderX с частотой 2,5 ГГц.
Новые платформы обладают не только внушительной вычислительной мощностью, но и поддержкой других необходимых технологий: работы с DDR3/4 ёмкостью до 1 Тбайт и когерентного кеша (в двухпроцессорной конфигурации), виртуализации, специализированных ускорителей, разъёмов PCIe и SATA3, сети 10/40GbE, Ethernet-«фабрики» и так далее.
На самой выставке было объявлено о заключении соглашений с провайдерами облачного хостинга и разработчиками «железа» для суперкомпьютеров и ЦОД.
Также на ISC 2015 были показаны примеры решений Gigabyte с CPU ThunderX – 384-ядерный сервер высотой 2U. Да и сама компания представила публике два варианта своих референсных платформ ThunderX 1K и 2K высотой 1U и 2U соответственно.
Обе снабжены двумя портами 10GbE SFP+, одним портом 40GbE QSFP+, двумя слотами PCIe х8 Gen3, восемью слотами памяти для каждого CPU, а также BMC-контроллером. По умолчанию обе поставляются с предустановленной ОС Ubuntu 14.04, но предлагаются и сборки других дистрибутивов, а также драйверы.
Стоит отметить, что на сегодняшний день очень популярными на рынке предоставления услуг хостинга стал VPS на базе KVM.
KVM (Kernel-based Virtual Machine) — аппаратная технология виртуализации. Ее преимущества, в отличие от программной виртуализации, которая используется в OpenVZ: более высокая стабильность работы виртуальных машин; более честное распределение памяти; возможность установить любую операционную систему (Windows, Linux, FreeBSD, Solaris и т.д.).
Собственно, виртуальный выделенный сервер (VPS) на базе технологии KVM — это аналог полноценного сервера. Заказать такой хостинг можно, например, на сайте
parkovka.ua/vps_vds В заключении стоит привести некоторые выдержки из ежегодного доклада IDC.
Год 2014-й закончился для HPC не лучшим образом – по деньгам вышло чуточку меньше, чем в 2013-м, и это после нескольких лет бурного роста, который, по мнению IDC, восстановится в 2015-2018 годах.
Рост будет в том числе за счёт слияния HPC, BigData и облаков в единую систему – как раз то, о чём рассказывала Intel. При этом картина поменяется довольно заметно. Та же сделка IBM с Lenovo ощутимо повлияла на весь рынок, а тут ещё и китайские компании, варившиеся доселе исключительно на внутреннем рынке, стали заглядываться на Запад.
Впрочем, глобальная суперкомпьютерная битва будет идти между США и Китаем.
По материалам:
servernews.ru