Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Анкаре, прежде чем говорить об использовании С-400 в Сирии как об акте агрессии, следует квалифицировать действия своих ВВС в отношении сбитого российского Су-24.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Анкаре, прежде чем говорить об использовании С-400 в Сирии как об акте агрессии, следует квалифицировать действия своих ВВС в отношении сбитого российского Су-24. Передают
Народны НовостиТак он прокомментировал слова президента Турции Эрдогана о том, что если боевой самолет Турции нарушит воздушное пространство Сирии и его собьют с помощью российского ЗРК, Анкара расценит это как агрессию.
В ответ на вопрос о том, будет ли Россия пересматривать намерения разворачивать комплексы С-400 в регионе в связи с заявлением Эрдогана, Песков заявил, что
"С-400 не только развернуты, но и встали на боевое дежурство".
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков озвучил свою версию событий, если вдруг С-400 собьет турецкий самолет:
«В 5-й статье Устава НАТО речь идет о действиях альянса в случае прямого вооруженного нападения на одну из стран-членов.
Только это влечет за собой автоматическую реакцию со стороны НАТО. Но опять же не понятно – какая это может быть реакция? Конкретные действия определяет совет НАТО, для чего существуют специальные механизмы».
Однако, как считает эксперт, далеко не факт, что НАТО воспримет атаку на турецкие самолеты как прямую агрессию. Сейчас у НАТО приоритетная политика – не брать на себя ответственности ни за что. Обещать – сколько угодно. Грузии, Украине – кому угодно.
Но никакой прямой ответственности. Есть НАТО, есть страны-члены НАТО, есть еще американцы в Европе. И в зависимости от ситуации начинается жонглирование терминами. Причем, по всем спектрам. Тут и базы становятся не базами и пунктами обеспечения безопасности. И войска присутствуют не на постоянной основе, а на ротационной или временной.
"Если рассматривать возможную атаку на турецкие самолеты как сценарий, то можно предположить, что НАТО потребует от Турции доказать наличие акта военной агрессии". – считает Сергей Ермаков.
"То есть предъявить доказательства того, что в момент удара самолеты находились в ее (Турции - прим. ред.) воздушном пространстве. Объяснить, как их сбили. В рамках 4 статьи Устава Турция может потребовать созыва экстренного заседания совета НАТО.
Но акт агрессии ей доказать, скорее всего, не позволят. Будет принято половинчатое решение. Альянс заявит о поддержке. Скажет, что в дальнейшем надо избегать таких конфликтов и так далее..." - объясняет эксперт
"Хуже, если к тому моменту не будет совета Россия – НАТО. Если его упразднят, тогда события могут начать развиваться по негативному сценарию".- уточняет Сергей Ермаков.
Напомним, 26 ноября Россия развернула в Сирии на базе Хмеймим зенитно-ракетный комплекс С-400. Вместе с комплексом «Форт» ракетного крейсера «Москва», уже прибывшего к берегам Сирии, они будут обеспечивать безопасность полетов российской авиагруппы и уничтожать любые цели, представляющие опасность для нее.
Это произошло после того, как 24 ноября российский бомбардировщик Су-24 из состава группировки ВКС в Сирии был сбит истребителями F-16 турецких ВВС вблизи границы с Турцией.
Погиб командир экипажа. При проведении спасательной операции погиб российский морпех. Штурман был спасен в ходе поисковой операции российским и сирийским спецназом.