Почти все соблюдаемые обычаи, когда отмечается Масленица по дням недели, возникли еще задолго до принятия Киевской Русью христианства. Названия, которых придерживается Масленица по дням недели, преимущественно имеют языческие или бытовые, простонародные корни. Сообщает
ПолитекаК каждому этапу празднования, которые соблюдает Масленица по дням недели, необходимо готовиться соответственно с их названиями. Напомним, что в 2018 году Масленица по дням недели начинается 12 февраля (понедельник) и заканчивается 18 февраля (воскресенье).
День первый — Встреча (понедельник)Масленица по дням недели традиционно начиналась с понедельника, когда приступали к приготовлению блинов (первый принято отдавать малоимущим). В этот день ходили друг к другу в гости, особенно важно было наведаться к сватам. На праздничный стол обычно ставили блины, всевозможные пироги и оладьи, рыбу. Хозяйки во Встречу только приступали к торжеству, поэтому столы были более скупы на яства.
Кроме того, в понедельник начинали делать чучело Масленицы. Масленица по дням недели предусматривала, что в первый ее день дети ходили по домам и просили старую одежду. Из нее они собирали гору тряпок и поджигали их, получался традиционный костер «масленка».
Встречей открывали зимние гулянья с традиционным катанием с ледяных горок и сооружением снежных замков. Встреча считалась подготовительным и наиболее скромной относительно народного веселья и заканчивалась к вечеру.
День второй — Заигрыши (вторник)
Во второй день Масленица по дням недели не предусматривала шумных гуляний. Все действия сводились к сватовству невест. Женихи приходили на ужин, на котором их угощали блинами и лепешками. Считалось, что именно Масленица по дням недели способствует заключению самых крепких союзов.
День третий — Лакомка (среда)
Сегодня Масленица по дням недели редко соблюдается, но традиция наведываться по средам к теще на блины актуальна. Именно в Лакомку зять навещал мать жены, чтобы попробовать ее угощения. Стол старались накрыть как можно богаче, показать таким образом сове расположение к зятю.
Также приглашались и другие гости. Застолье третьего дня плавно переходило в новые торжества.
День четвертый — Разгул (четверг)
Масленица по дням недели в этот день набирала пик своего празднования. В старину гулянья в Разгул были настолько масштабными, что в этот день чаще всего отменяли всю работу. Начинались масштабное веселье с песнями и танцами. Повсюду разводили костры, через которые необходимо было перепрыгнуть, очищая так свою душу. Праздничный стол делали более разнообразным, и угощали не только знакомых и родню, а и случайных прохожих.
В церкви на Масленицу традиционно проходила служба, посвященная предстоящему Великому посту. Но именно в четверг служба не была столь популярной.
День пятый — Тещины вечерки (пятница)
Когда были съедены блины у тещи, назначали ответный визит. Теща наведывалась в пятницу уже в гости к зятю, где и проходили основные торжества. Чем богаче стол он организовывал, тем зять больше проявлял уважение к матери своей жены.
В этот день нельзя было засиживаться дома, а следовало ходить по гостям. Потому акцент с массовых гуляний перемещался на время с родственниками.
День шестой — Золовкины посиделки (суббота)
Масленица по дням недели в этот день считалась самой скромной. Веселье затихало, а люди находились либо дома, либо в гостях. В субботу невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Праздник служил поводом лишний раз посплетничать, посудачить и погадать на судьбу.
В некоторых семьях приступали к сжиганию чучела Масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к Великому посту. Считалось, что в субботу необходимо пойти в церковь для очищения души и подготовки к Пасхе.
День седьмой — Проводы, или Прощеное воскресенье
В это день Масленица по дням недели завершалась. Люди наряжали телеги с лошадьми и массово следовали на главную площадь за масленичным чучелом, где его и сжигали. А еда, оставшаяся после праздника, либо сжигалась с чучелом, либо выбрасывалась.
Также в этот день было принято просить у всех прощения, очищаясь от грехов. После обеда праздник закруглялся, а люди готовились к церковной службе.