Пивоварня каждый год должна покупать лицензию, стоимостью полмиллиона гривен. За разрешение продавать нужно еще заплатить по 8000 за каждую точку сбыта.
С 1 июля 2015 года пиво приравняли к водке, коньяку и вину - то есть к алкоголю. Отныне для его изготовления и продажи понадобятся лицензии. Как скажутся такие перемены для мелких пивоварен? Анна Каменева -
Подробности.
Роман Крутко уже 15 лет торгует пивом местного производства в Коломые. Возит его из окрестных мини-пивоварен. Продает около 200 видов. А недавно решил и сам варить. Оборудование даже купил. Но теперь говорит - вряд ли его запустит.
Ведь с сегодняшнего дня он как производитель каждый год должен покупать лицензию, стоимостью полмиллиона гривен. Отдельно - за разрешения его продавать - должен выложить еще по 8 тысяч за каждую точку сбыта.
"Мне просто невыгодно этим заниматься. Я просто закрою. Ну не буду я этим заниматься, чтобы заработать 500 гривен в месяц. Они завалили виноделие, они завалили мини-пивоварни, то они завалят и дальше", - говорит Роман Крутко, предприниматель из Коломыи.
Таких предпринимателей как Роман, в стране много, но говорить открыто о том, что их ждет - многие боятся. Боятся дополнительных проверок и отказов в выдаче разрешительных документов.
Обязательную лицензию на производство и продажу пива придумали в правительстве и под Новый год 28 декабря на ночь глядя "протащили" эту норму вместе с прочими изменениями в Налоговый кодекс.
Эта норма закона, говорят эксперты, неоднозначна. С одной стороны она запрещает рекламу пива в дневное время, и это не плохо, но с другой - убивает малый и средний бизнес.
"Правительство пролоббировало интересы крупных компаний, работал на нелегальные рынки алкоголя, и все это произошло под прикрытием европейских красивых лозунгов. Протянул вещь, которая на самом деле просто монополизирует рынок и бьет по украинской экономике", - считает Руслан Бортник, политолог.
"Каждая 2, 3 пивоварня закроется, а если брать розничную продажу, то еще больше закроется. Я думаю, там 9 из 10 закроется. Мы должны не убивать этот маленький бизнес, а дать ему возможность развиваться и конкурировать с большим.
Наше правительство не понимает абсолютно, потому что тоже довольно безграмотно, но статистика всего мира показывает, что новые рабочие места создает только малый бизнес", - говорит Владимир Савченко, экономист, ректор международного института бизнеса.
Плюс ко всему этому - и здесь не обойдется без коррупции, говорят эксперты.
"Сейчас эти маленькие рестораны вынуждены будут покупать лицензию. В них денег нет. Будут рисовать какие-то ошибки, какие-то проблемы, ведь пока ты не заплатишь взятку и не получишь эту лицензию. С этим надо бороться", - считает Владимир Савченко.
"Самопоміч" в ту ночь голосовала за законопроект почти всем составом. И даже теперь некоторые нардепы - не видят проблем мелких производителей.
"Я советую им подумать об изготовлении еще каких-то напитков, какую диверсификацию продукции, поощрения которые они могут придумать в рамках существующего законодательства", - говорит Анна Гопко, народный депутат, "Самопоміч".
Но не все солидарны с таким мнением. О вреде малому бизнесу говорят и представители коалиции, и оппозиционеры, которые не голосовали за этот закон.
"Сегодня забили еще один гвоздь в крышку гроба среднего и малого бизнеса. Выиграли только крупные пивовары, крупные пивоварни, которые спонсируют ряд наших движений.
Сейчас мы будем завозить польское пиво, французское пиво, русское пиво, но своего варить не будем. Тысячи людей сейчас останутся без работы", - считает Вадим Рабинович, народный депутат, "Оппозиционный блок".
"Для малого бизнеса - это страшная беда. Правительство потирает руки, вместо того, чтобы заниматься монополистами и борьбой с коррупцией. Оно не знает, как еще задавить тех, кто называются малым и средним бизнесом, которые их привели к власти", - говорит Александра Кужель, народный депутат, "Батьківщина".
Еще до введения этой нормы - некоторые депутаты предупреждали о последствиях и разработали новый законопроект, который оставит мелким пивоварням шанс выжить.
Но работа затянулась - из-за того, что документ писали совместно с Минфином. Возможно, уже завтра он появится в Раде. Но проголосуют ли - еще вопрос.