Наталья Витренко обратилась к правозащитникам всего мира с призывом защитить Украину от сползания в неонацистскую диктатуру. Человечество это уже проходило в 1933 году, решение принимал рейхстаг.
Известный политический и общественный деятель Украины, доктор экономических наук, народный депутат Украины двух созывов, дважды кандидат в Президенты Украины Наталия Витренко обратилась к правозащитникам всего мира с призывом защитить Украину от сползания в неонацистскую диктатуру.
В четверг, 14 августа парламент может принять законопроект о санкциях №4553а, разработанный лично премьер-министром Арсением Яценюком. Как известно, 12 августа законопроект смог пройти только первое чтение
из-за того, что у депутатов к нему много вопросов. Законопроект обещают
доработать на комитете и представить залу с учетом всех пожеланий. Каким
будет отредактированный законопроект – узнаем уже завтра. Однако пока
законопроект предстал перед экспертами таким.
Политические и экономические эксперты раскритиковали данный законопроект. Мнения с портала
bigmir.netОснования для введения санкцийОснованием для введения санкций предложено считать действия субъекта, которые создают потенциальные угрозы национальным интересам, безопасности, суверенитету и территориальной целостности, экономической самостоятельности Украины.
«Ключевым является «потенциальные». Это может быть все, что угодно. Для примера, в условиях нестабильности курса гривны, обмен гривны на доллары потенциально создает угрозу национальным интересам и экономической самостоятельности Украины», - поясняет адвокат, занимающийся частной практикой, Николай Коломоец.
«Очень легко написать красивую преамбулу, но нужно смотреть, что реально кроется за этими словами: защита национальных интересов, национальной безопасности, территориальной целостности, экономической самостоятельности и т.д. Кто будет оценивать, в каком конкретном случае необходима эта защита, есть ли баланс между серьезностью нарушения и ограничением прав и свобод?», - задается вопросом юрист, адвокат ЮФ «Москаленко и Партнеры» Анастасия Москаленко.
Вся власть - СНБО и президентуИнициировать введение санкций могут Президент, Кабмин, НБУ, СБУ и Верховная Рада. Любой из них может обратиться в СНБО, который и принимает решение о введении санкций.
«Само же решение о введении санкций вводится в действие указом Президента Украины. Ни судов тебе, ни длительных разбирательств», - недоумевает Николай Коломоец.
«У нас не введено ни чрезвычайное положение, ни военное положение, относительно которого уже есть законодательные акты, но при этом создается обстановка, когда огромные функции передаются одним органам, что не характерно для демократических государств и может привести к злоупотреблениям», - говорит Анастасия Москаленко.
Против кого могут ввести санкцииЗаконопроект Яценюка касается не только иностранного государства, но и иностранных физических и юридических лиц,
граждан Украины и юридических лиц Украины.
По ее мнению Анастасии Москаленко, введение санкций против конкретных лиц, аналогично практике Евросоюза и США, может быть обоснованным. Но введение таких санкций против неограниченного количества лиц, вина которых не была установлена ни решением суда, ни другими неоспоримыми доказательствами, может привести к грубому нарушению прав людей, гарантированных Конвенцией по правам человека.
Могут быть введены ограничения на передачу прав интеллектуальной собственности, прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контрактов, развлекательных программ.
«Непонятно, как они могут нарушать государственные интересы, но могут существенно повредить конкретным физическим и юридическим лицам», - говорит Москаленко.
КоррупцияПо словам Коломойца, законопроект предусматривает, что одним указом могут быть заморожены счета любого предприятия, как говорится «без суда и следствия». Но кроме того изменять санкции после того, как они введены, СНБО имеет право самостоятельно, никого не спрашивая. Также СНБО может и отменять их, если посчитает, что санкции возымели тот эффект ради которого вводились. Юрист видит в этом огромное поле для коррупции.
«Можно было бы наивно полагать, что чиновники на уровне СНБО, Кабмина и даже Президент не способны пользоваться предоставленными им полномочиями с целью личной наживы, но достаточно вспомнить, где и по какой причине находится Янукович, Пшонка, Захарченко, Клименко и Азаров. Я же могу представить себе четкую внутригосударственную систему давления власти на бизнес, рейдерства и сведения счетов, для которой этот закон создаёт самые благоприятные условия, - говорит Коломоец. -
Этим законом СНБО может превратиться в основной инструмент рейдерства».Свобода слова и СМИ«Данный законопроект грубо ограничивает свободу слова», - говорит Москаленко о таких видах санкций, которые указаны в документе:
- запрет или ограничение ретрансляции теле- и радиоканалов;
- запрет на пользование радиочастотным ресурсом Украины;
- ограничение или прекращение деятельности СМИ и сайтов в интернете;
- ограничение или запрет производства или распространения печатной продукции и других информационных материалов;
- ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования.
При этом, под санкции может попасть любое лицо, это уже ограничивает свободу изъявления своих внутренних убеждений, говорит адвокат:
«И чем тогда Украина становится лучше, чем другие недемократические государства, против которых она выступает? Такие ограничения позволяют наказать любого инакомыслящего».
Отметим, что против норм, касающихся СМИ в законе,
уже выступила ОБСЕ. Некоторые журналисты уже сравнили законопроект о санкциях с законами от 16 января, которые существенно ограничивали свободу собраний и свободу слова.
Партии и общественные организацииТакже в качестве санкций может быть введен запрет деятельности партий, движений, других общественных объединений и фондов.
«Есть Европейская конвенция по правам человека, которая говорит, что право на свободу объединений не может быть ограничено, кроме вопросов интересов национальной безопасности прав и свобод других людей, - поясняет Москаленко -
Например, закон об общественных организациях устанавливает, что запрет на их деятельность может наложить только суд. Возникает конфликт между украинскими законами, принятыми в соответствии с европейскими актами и этим законом».При этом она грустно отмечает, что в действующей редакции
закон легко может быть использован для борьбы с политическими и экономическими конкурентами, а оценивать ущерб и последствия этого закона на данный момент не представляется возможным.