30-летний программист из Владимира может стать первым человеком, голову которого пересадят на новое тело. Провести операцию пообещал итальянский нейрохирург Серджио Канаверо.
30-летний программист из Владимира может стать первым человеком, голову которого пересадят на новое тело. Провести операцию пообещал итальянский нейрохирург Серджио Канаверо. Передает телеканал
НТВВедущий программы «Чудо техники» на НТВ и дипломированный врач Сергей Малозёмов говорит, что в настоящее время подобная операция вполне возможна.
Сергей Малозёмов, ведущий программы «Чудо техники»:
«Это уже было сделано полвека назад, в 1954 году. Советский хирург Владимир Петрович Демихов пересадил собаке вторую голову, чтобы проверить, как будет работать система кровообращения при трансплантации органов. Эти вторые головы смотрели, скалили зубы — в общем, жили. Хотя и недолго — несколько дней.
Впрочем, Демихов не ставил целью приживить голову навсегда. Он не соединял мозг, а это и есть главная проблема. Хирурги уже сделали большие успехи в пересадках, например, конечностей, научились сращивать нервы. Но в руках и ногах всего несколько нервных волокон, а в мозгу миллионы. Как их срастить?
Нейрохирург Серджио Канаверо из университета Турина утверждает, что он создал некий состав, которым нервы будут склеивать. Потом пациент для обеспечения полной неподвижности будет в коме целых четыре недели.
А самое главное, во время операции спинной мозг и у пациента, и у донора
будет рассечен очень острым скальпелем — так, чтобы обеспечить максимальное схождение нервных волокон, чтобы они впоследствии срослись».
Научное сообщество к заявлениям Канаверо отнеслось с некоторым недоверием, однако и Демихова в свое время клеймили за лженауку, хотя потом оказалось, что он был прав. Именно у Демихова учился южноафриканский хирург Кристиан Барнард, который впоследствии осуществил первую пересадку сердца.
Решившегося на операцию по пересадке головы россиянина зовут Валерий Спиридонов. У него синдром Верднига — Гофмана, или спинальная мышечная атрофия. Из-за поражения спинного мозга его тело с детства недоразвито и практически не работает. При этом мышление у человека абсолютно полноценное.
Сергей Малозёмов:
«Мы сейчас для "Чуда техники", конечно, готовим об этом сюжет. Я собираюсь в ближайшее время поехать в гости к Валерию. И судя по первому общению с ним, это, конечно, исключительного мужества человек.
Врачи ему сказали, что он будет жить максимум до 20 лет, а он уже живет 30, работает программистом, очень успешным. Входит даже во Владимирскую молодежную думу. Он решился написать Канаверо, потому что чувствует себя все хуже. Фактически это его единственный шанс продлить жизнь»
Валерий Спиридонов:
«Я практически не владею своим телом. Я нуждаюсь в каждодневной и всеобъемлющей помощи других людей. Мне сейчас 30 лет, хотя в принципе с этим диагнозом люди редко живут больше 20».
Если Канаверо в ближайшие пару лет соберет 11 млн долларов на операцию, то продлится она 36 часов и участвовать в ней будут 150 медиков, сменяя друг друга. Конечно, для этого нужно будет найти донора тела.
Сергей Малозёмов:
«Вообще, на Западе очень распространена практика завещать свое тело для забора органов после смерти. Я думаю, что Канаверо кого-нибудь найдет. С медицинской точки зрения это может быть любой здоровый человек, у которого наступит неожиданная смерть мозга.
Например, после ДТП или, теоретически, смертной казни. Мне лично кажется, что то, что задумал этот итальянец, это осуществимо. А даже если не осуществимо, то работы в этом направлении сильно продвинут науку и медицину вперед.
Если только Канаверо не будут вставлять палки в колеса. Например, глава Американской ассоциации нейрохирургов уже сказал, что это абсолютно неприемлемо с этической точки зрения и есть вещи похуже, чем смерть. Но вообще ему легко говорить — у него лично нет синдрома Верднига — Гофмана».