Летом 1974 года после премьеры картину посмотрели в общей сложности 50 млн зрителей во всем мире.
В основу постановки был положен нашумевший автобиографический роман Эммануэль Арсан. Но настоящим автором книги о приключениях французской супружеской пары в Таиланде знатоки считали ее супруга Луи-Жака Ролле-Андриана. Работая во французском внешнеполитическом ведомстве, дипломат будто бы предпочел не рисковать собственной карьерой и предусмотрительно поставил на обложку эротического романа имя жены.
Рекорд прокатаВ любом случае экранизация стала одним из самых громких кассовых успехов XX столетия. Бюджет фильма составлял $0,5 млн, доходы же превысили $100 млн, поставив рекорд "эпохи семидесятых". В Париже фильм не покидал репертуар кинотеатров целых 13 лет. Альбом с музыкой к картине, которую сочинил французский певец и композитор Пьер Башле, разошелся тиражом почти в 1,5 млн экземпляров.
Выходом на широкий экран картина была обязана французскому лидеру Валери Жискару д`Эстену, только что избранному в тот момент на пост президента страны. Предвыборное обещание политика упразднить цензуру в кинематографе позволило выпустить ленту в обычный прокат лишь с незначительными купюрами.
За океаном американские цензоры, напротив, долго работали ножницами. Несмотря на это, выпустив "Эммануэль", компания Columbia смогла даже покрыть убытки от провала собственной суперпостановки "Потерянный горизонт", не приглянувшейся по каким-то причинам зрителям. Абсолютным лидером проката французская лента со временем стала и в Японии. Но прежде у кинотеатров на Елисейских Полях выстраивались длинные очереди японских туристов, забывших на это время о музеях и дворцах.
Успех фильма в большой мере объяснялся обаянием исполнительницы главной роли 20-летней Сильвии Кристель. Предложение сняться в картине начинающая актриса получила после победы в телевизионном конкурсе красоты. Не владеющая французским и воспитанная в строгих религиозных школах в родной Голландии, она никогда не читала скандальную книгу Арсан.
Как фильм повлиял на судьбы актрисы и режиссера
С выходом фильма в мире кино, безусловно, родилась новая звезда. Воздавая дань актрисе, ушедшей из жизни в 2012 году, французская пресса называет ее "символом целого поколения". Но по следам финансового успеха картины продюсеры готовы были предлагать "кассовому магниту" только роли в новых сериях фильма или схожих по сюжету и стилистике лентах. Роман с кинематографом, так и не став настоящей историей любви, принес много разочарований утонченной и эрудированной Кристель.
Заплатил за успех фильма и режиссер Жюст Жакен. "Эммануэль", свою первую полнометражную ленту, он согласился снимать при условии, что в сценарии натурализм романа будет несколько смягчен. После выхода картины известные компании наотрез отказывались привлекать постановщика для съемок рекламы, не сотрудничали с ним и респектабельные издания. Одна из возможных причин такого поведения - острые конфликты с полицией, которые режиссеру пришлось пережить во время съемок в Таиланде. Все эти испытания так расстроили режиссера, что, по собственному признанию, "в последующие сорок лет он никогда больше не пересматривал свой фильм".
По материалам:
itar-tass.com