Все до сего дня написанные программы, концепции и стратегии — это наборы ни на чем не основанных общих фраз. За ними нет ни развития в будущем, ни прогнозов, ни анализа.
За ними нет ни виденья того, как экономика работает и развивается сейчас, ни перспектив этого развития в будущем, ни прогнозов, ни анализа. Об этом в статье на
ZN.UA пишет экономический обозреватель Юлия Самаева.
"И Минфин, и фискальная служба в первую очередь руководствуются не потребностями бизнеса, а необходимостью показать соответствующие результаты по наполнению бюджета. Но если мы посмотрим на статистику налоговых поступлений, то увидим, что она позитивна исключительно благодаря девальвации", — уверена Ольга Богданова, член общественного совета при ГФС.
Она уверена, что Минфин и ГФС не имеют какой-то выработанной четкой стратегии.
"Вводя очередные налоговые изменения, правительство не озвучивает никаких экономических расчетов, подтверждающих целесообразность этих новшеств. Ни разу нам не дали прогноз того эффекта, который последует после очередных "реформ", какими будут затраты предприятий, как увеличится доходная часть бюджета, как все это рассчитывалось, что было учтено, а что нет, какая часть бизнеса может уйти в тень, какая, наоборот, выйдет из тени и почему. Мы еще ни разу не увидели реальных оснований для введения тех или иных норм, все "пальцем в небо", - сказала Богданова в комментарии.
Автор статьи подчеркивает, что на сегодняшний день именно страх Минфина, что в бюджете образуется брешь, которую не залатать, не дает горе-реформаторам пойти на сколько-нибудь решительные шаги, способные действительно создать условия для развития и роста. По большому счету, Минфин в нынешней ситуации наименее заинтересован в реформах, так как он живет днем сегодняшним и мало интересуется тем, как будет развиваться экономика в будущем, уверена Самаева.
"Налоговая реформа нужна обществу. Этот запрос стараются выполнить без малого год, но в суть не углубляются. Спросите кого угодно из правительства, зачем делать налоговую реформу? Ответ будет один: чтобы собрать больше денег. Но для этого реформы не делают. Поэтому и получается такой результат. Якобы сократили налоги. Это реформа? Нет. Ввели импортный сбор. Это реформа? Нет. Вносили изменения по ЕСВ. Состоялась реформа? Снова нет. Ввели электронное администрирование НДС. Получилась реформа? Нет", — задается справедливыми вопросами Тарас Козак, координатор проектной группы Налоговый кодекс "Нової країни".
По его словам, у него складывается ощущение, что в Минфине просто не знают, что им делать.
"Не понимают главного, для чего нам нужны изменения в налоговой сфере. На мой взгляд, нам нужна налоговая реформа как кодекса, так и системы в целом для того, чтобы в стране можно было нормально работать и зарабатывать, позволить бизнесу развиваться в законных рамках, платить налоги, не прятаться от фискальной службы, детенизировать экономику.
Это и есть настоящая цель налоговой реформы, уже следствием которой будет увеличение бюджетных сборов. До тех пор, пока целью будет рост бюджетных поступлений, движения вперед не будет, будет продолжаться движение по кругу", - уверен Козак.
Эксперты особых надежд на нынешних реформаторов не возлагают. По их мнению, Наталия Яресько, человек, безусловно, знающий и грамотный, от реформы очень далека, поскольку занята вещами глобальными — сотрудничеством с МВФ и реструктуризацией госдолга и т.п. Люди же, напрямую занимающиеся реформой и ответственные за нее, пока не производят впечатления тех, кто способен создать грамотную стратегию, учесть всевозможные выгоды и потери, а главное, пойти на смелые шаги.
"Пока все, что происходит, это очковтирательство. Мы что-то обсуждаем, консультируемся, советуемся, а в итоге получаем самые неожиданные результаты. Вся до сего момента проведенная работа четко дает понять: цель этой команды — собрать как можно больше денег", — отмечает Тарас Козак.
По мнению экспертов, правительству катастрофически не хватает решительности для принятия действительно радикальных мер по выводу экономики из кризиса, шагов, которые бы позволили бизнесу развиваться. Чаще всего власть занимает консервативную позицию и, как правило, старается защитить поступления в госбюджет, а не создать условия для экономического роста.