Ко дню рождения любимого украинского актера скульптор доделает памятник, в театре отольют его руку, а на почте выпустят именные марки
Известный одесский скульптор Михаил Рева вот-вот завершит памятник украинскому актеру Богдану Ступке. Его планировали открыть ко второй годовщине смерти Ступки — 22 июля, но все уперлось в деньги. У семьи средств не хватает, а спонсоры и фонды, которые деньги на памятник вроде собирали, исчезли вместе с ними в неизвестном направлении.
В свое время экс-премьер-министр Украины Николай Азаров обещал посодействовать, а потом предлагал построить памятник на народные средства: сброситься всем миром по 5-10 грн. Теперь же родственники надеются, что если ресурсы все же найдутся (может быть, и с помощью новой власти), то монумент успеют поставить ко дню рождения актера в августе.
«Я целый год думал над этим памятником и уже почти год над ним работаю. Делал все с душой, — рассказывает Рева. — Начал перед политическими событиями, которые случились в нашей стране осенью, и очень переживал за все, что происходило на Майдане. Можно сказать, что это отложилось на работе. Я уже хотел отказаться, просил его сына Остапа, чтобы объявили конкурс на памятник Богдану Сильвестровичу, но он не захотел. Мы ведь пятнадцать лет дружили со Ступкой, я крестил его внука, маленького Бодю».
По словам Михаила, модель уже практически готова, остался вопрос финансирования: «Мне лично за работу ничего платить не надо, но нужно закупить технические материалы: гранит, определенную установку для парновки, а ее можно найти только в Америке. Потом нужно будет искать ресурсы на перевод этого всего в бронзу — работа очень уж ювелирная». Как таковой скульптуры Ступки не будет: поскольку образов на сцене он создал много и каждый из них стал уже определенным эталоном, Рева придумал философское решение. «Это будет такой вырванный из земли дуб с двойным отражением: получается, что он растет корнями вверх и вниз, — говорит Михаил. — А на верху этого корня стоит трехсвечник с символикой западной Украины. Что касается веса, то это достаточно большая штука — около тонны».
Эпиграфом станут слова самого Богдана Сильвестровича:
«Не закохуйся в обличчя,
не закохуйся в вбрання,
а закохуйся в ту душу,
що потрібна для життя!
Бо краса — це сон зрадливий,
раз присниться тай нема.
А душа — це все на світі,
що потрібно для життя…»
Кстати, во время работы случались и мистические вещи. Так, когда памятник уже был вылеплен, Рева с Остапом Ступкой поехали на родину Богдана Сильвестровича. «Когда мы пришли на то место, где он родился и рос, я увидел, что там растет такое же дерево, какое я уже вылепил. А ведь я даже не знал об этом», — вспоминает Рева.
Результатом скульптор удовлетворен и считает, что работа получилась и он сделал все, как хотел.
Вдова боится вандалов.Супруга актера Лариса Семеновна говорит, что вообще против памятников.
«Во-первых, это очень дорого. К тому же на кладбище рядом с Богданом очень знаменитые люди рядом похоронены, у всех все воруют. Зачем нам для воров делать? Надо что-то такое, чтобы не забрали, а то обязательно отпилят и унесут. Знаю, что и в городе хотят поставить памятник Богдану. Вот у театра Франко стоит памятник Николаю Яковченко, так дети собираются, на голову к нему садятся, в нос стекло вставляют… Кощунство просто. Не хочу, чтобы на моего мужа тоже кто-то так садился. Памятники пусть ставят таким, как Иван Франко, Шекспир. О Богдане есть книги, диски, фильмы — это остается на всю жизнь. Нужно быть скромнее, тогда будут больше любить и помнить. Сама я смотрю диски с ним, фильмы, у меня книги, портреты. Я живу в своем мире, а так, чтобы памятник стоял где-то на улице, меня это не волнует».
По материалам:
www.segodnya.ua