Тотальное урезание расходов не коснется прокуратуры и судов. Соответствующий законопроект был принят 14 октября Верховной Радой предыдущего созыва.
На этой неделе украинцев шокировали предложения Минфина по глобальному урезанию расходов в бюджетных отраслях. Экономия коснется каждого украинца. Увеличение пенсионного возраста и уменьшение пенсий, отмена стипендий и льгот на проезд для учащихся, массовое сокращение бюджетников, в первую очередь работников сферы образования и здравоохранения…
Но среди госслужащих есть особенная «каста», чьи бюджетные аппетиты защищены новым законодательством. 14 октября среди других нормативных документов был принят закон о прокуратуре, инициированный еще предыдущей властью. В первом чтении закон был принят 8 ноября 2013 года, но возвратились к нему только летом 2014 года. Новый закон предусматривает изменение системы оплаты труда работников прокуратуры: с 1 июля 2015 года ставка прокурора местной прокуратуры вырастет до 10 минимальных заработных плат, с января 2017-го – до 12. Это в 5-6 раз больше, чем прокурорам насчитывают сейчас, не считая премий и надбавок.
Забота парламентариев о материальном благополучии органов прокуратуры на этом не закончилась. Изменения также вносятся и в украинский Бюджетный кодекс. Согласно закону, в рамках подготовки госбюджета Минфин не может ограничивать размер бюджетных запросов прокуратуры, судов общей юрисдикции и Конституционного суда. Получается, что Минфин обязан учитывать любые финансовые предложения прокуратуры или доказывать, почему не согласен с ними – сначала на уровне премьер-министра, затем депутатов Верховной Рады. Об этом пишет Украинская правда. По данным издания, такая поправка в законопроекте появилась уже в октябре – за несколько дней до финального голосования. Поэтому многие депутаты, которые ориентировались на предыдущие выводы экспертов, даже не в курсе, за какую «бомбу замедленного действия» они проголосовали.
Расходы на содержание органов прокуратуры теперь будут защищенными статьями бюджета: в статье 89 нового закона указывается, что
«определенные в Государственном бюджете Украины расходы на содержание органов прокуратуры не могут быть сокращены в текущем финансовом году».
По убеждению представителей правоохранительных органов, такие изменения обеспечат независимость прокуратуры от исполнительной власти. В то же время эксперты по бюджетным отношениям считают новые нормы как минимум неадекватными, ведь теперь в прокуратуре смогут практически бесконтрольно тратить деньги на дорогие ремонты и статусные авто – и это на фоне глубокого экономического кризиса в стране. Не в восторге от новшеств и в МВФ, поскольку они существенно ограничивают возможности Минфина по формированию бюджета.
Прокомментировать эти изменения в украинском законодательстве мы попросили известного правозащитника и общественного деятеля Виталия Махинько:
«Власть предоставляет прокуратуре и судам неограниченные финансовые возможности за счет урезания бюджетов всех остальных украинцев. Хочу напомнить результаты аудита Счетной палаты: полученные органами прокуратуры в 2013 и первом полугодии 2014 года средства использовались «на собственное усмотрение руководства Генеральной прокуратуры Украины». В результате имели место бюджетные нарушения на сумму 14,4 млн гривен и неэффективное использование еще 84,6 млн гривен. И это только официальные данные!
Такие новшества дают «зеленый свет» финансовым злоупотреблениям в невиданных раньше масштабах. А также создают опасный прецедент: аналогичные привилегии могут потребовать себе и другие силовые ведомства», – считает Виталий Махинько.
По информации источников УП, в Минфине предполагают, что смогут «отыграть» новшества и добиться отмены самых одиозных из них – правда, только времен.
Источник:
firstsocial.info